Добро пожаловать в "Калейдоскоп" блог "Дружные ребята". Мы рады всем, кто заходит к нам в гости. Надеемся, что вам у нас будет интересно! Здесь вы найдете много новых идей и полезной информации

среда, 26 октября 2016 г.

Игры и упражнения на развитие психо-эмоционального настроения


Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогают воспринимать действительность и реагировать на неё. Эмоции ребёнка – это послание окружающим о его состоянии.
Эмоции и чувства, как и другие психические процессы, проходят на протяжении детства сложный путь развития.
В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций. Благодаря речевому развитию эмоции дошкольников становятся осознанными, они являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.
Педагогу важно специально знакомить детей со своеобразным эмоциональным букварем, учить пользоваться языком эмоций для выражения собственных чувств и переживаний и для лучшего понимания состояния других людей, анализировать  причины различных настроений..
Предлагаю психогимнастические игры, упражнения (этюды) и  приемы снятия психологического напряжения. Их основная цель- овладение навыками управления своей эмоциональной сферы и развитие у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать, полноценно переживать.
Этюды на понимание и выражение основных эмоций:
1.Новая кукла (этюд на выражение радости).
Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.
2. Баба-Яга (этюд на выражение гнева).Баба-Яга поймала Аленушку, велела ей затопить печку, чтобы потом съесть девочку, а сама уснула. Проснулась, а Аленушки и нет — сбежала. Рассердилась Баба-Яга, что без ужина осталась. Бегает по избе, ногами топает, кулаками размахивает.
3.Фокус (этюд на выражение удивления). Мальчик очень удивился: он увидел, как фокусник посадил в пустой чемодан кошку и закрыл его, а когда открыл чемодан, кошки там не было. Из чемодана выпрыгнула собака.
4.Лисичка подслушивает (этюд на выражение интереса).Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.
5.Соленый чай (этюд на выражение отвращения).
6.Новая девочка (этюд на выражение презрения).В группу пришла новая девочка. Она была в нарядном платье, в руках держала красивую куклу, а на голове у нее был завязан большой бант. Она считала себя самой красивой, а остальных детей — недостойными ее внимания. Она смотрела на всех свысока, презрительно поджав губы...
7.Про Таню (горе — радость)
Наша Таня громко плачет
Уронила в речку мячик.
Тише Танечка не плач
Не утонет в речке мяч.
8.Золушка (этюд на выражение печали).
 Золушка возвращается с бала очень печальной: она больше не увидит принца, к тому же она потеряла свою туфельку…
9.Один дома (этюд на выражение страха).
Мама-енотиха ушла добыть еду, крошка-енот остался один в норе. Вокруг темно, слышны разные шорохи. Крошке еноту страшно – а вдруг на него кто-нибудь нападет, а мама не успеет придти на помощь.
10. Этюд на выражение огорчения
Мальчик нал чай, но оказалось, что вместо сахара положил соль.
Вы можете экспериментировать и придумывать свои сюжеты на выражение эмоций.
11."Зеркало"
Вы показываете эмоцию, а ребенок должен повторить и назвать эмоцию.
12.Ребенку предлагается рассказать о своем настроении, сравнив настроение с каким-то цветом, животным, состоянием, погодой и т.д.
13.Игра «Испорченный телефон». 
Все участники игры, кроме двоих, «спят». Ведущий молча показывает первому участнику  какую-либо эмоцию при помощи мимики или пантомимики. Первый участник, «разбудив» второго игрока, передает увиденную эмоцию, как он её понял, тоже без слов. Далее второй участник «будит» третьего и передает ему свою версию увиденного. И так до последнего участника игры.
После этого ведущий опрашивает всех участников игры, начиная с последнего и кончая первым, о том, какую эмоцию, по их мнению, им показывали. Так можно найти звено, где произошло искажение, или убедится, что «телефон» был полностью исправен.
Игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения.
 Для формирования эмоциональной стабильности ребенка важно научить его управлять своим телом. Умение расслабляться позволяет устранить беспокойство, возбуждение, скованность, восстанавливает силы, увеличивает запас энергии.
1.Упражнение«Ласковые ладошки».
Дети сидят по кругу друг за другом. Гладят ладошками впереди сидящего ребенка по голове, спине, рукам, слегка прикасаясь.
2.Упражнение «Секретики».
Сшить небольшие мешочки одной расцветки. Насыпать в них различную крупу, набивать не туго. Предложить детям, испытывающим эмоциональный дискомфорт, отгадать, что находится в мешочках? Дети мнут мешочки в руках, переключаются на другую деятельность, уходя таким образом от негативного состояния.
3. Упражнение «На полянке».
Ласково светит солнышко, поют птички, нежно шелестят деревья. Наши тела расслаблены. Нам тепло и уютно. Рассмотрите цветы вокруг себя. Какой цветок вызывает у вас чувство радости? Какого он цвета?».

После небольшой паузы педагог предлагает детям открыть глаза и рассказать, удалось ли им представить полянку, солнышко, пение птиц, как они себя чувствовали во время проведения этого упражнения. Увидели ли они цветок? Какой он был? Детям предлагается нарисовать то, что они увидели.
4.Упражнение «Чудесный сон котенка».
Ребенок ложится  на спину, руки и ноги свободно вытянуты, слегка разведены, глаза закрыты.

Включается тихая, спокойная музыка, на фоне которой ведущий медленно произносит: «Маленький котенок очень устал, набегался, наигрался и прилег отдохнуть, свернувшись в клубочек. Ему снится волшебный сон: голубое небо, яркое солнце, прозрачная вода, серебристые рыбки, родные лица, друзья, знакомые животные, мама говорит ласковые слова, свершается чудо. Чудесный сон, но пора просыпаться. Котенок открывает глаза, потягивается, улыбается».
5. Упражнение "Солнечный зайчик"
Ребенок закрывает глаза , содится на стул или ложится на ковер.
На фоне музыки ведущий произносит:
"В нашу комнату попал солнечный лучик.Вот он на стене, вот он на твоих коленках. Почувствуй как тебе становится теплее. А вот он на твоих ладошках, животике. Он касается нежно, нежно твоего лица. Тебе становится тепло и ты просыпаешься"
6.Упражнение на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.
 "Перед этой игрой с ребенком обсуждается, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то. Затем предлагается  сложить в волшебный мешочек все отрицательные эмоции, злость, обиду, грусть. Этот мешочек, со всем плохим, что в нем есть, крепко завязать и спрятать. Можно использовать еще один "волшебный мешочек", из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет. 

В дошкольном возрасте происходит  освоение социальных форм выражения эмоций и от нас зависит, то как  наши дети смогут правильно выражать, понимать и контролировать свои эмоции.